Как известно, нейромаркетинг — это наука об изучении поведения потребителя, а также о том, как на него воздействовать. И принято считать её чем-то новым.

Однако это не совсем корректно, поскольку из нового тут только англоязычный термин. Воздействовали на поведение людей и раньше, правда таких понятий как “нейро”, “маркетинг” и “манипулирование” ещё не существовало.

Для наглядности приведём пример из жизни короля Пруссии Фридриха II-го. Дело было в 1756 году. Монарх хотел найти способ раз и навсегда положить конец голоду, от которого страдал народ.

Решение очевидно — картофель. Фридрих издал королевский указ, который обязывал выращивать клубнеплод во всех регионах государства.

Вышло так, что панацею от голода народ не оценил. Король по-разному пытался объяснить преимущества новой пищи, однако все попытки были тщетными.

«Грязный» внешний вид картофеля крестьян пугал, а развалистая консистенция диковинного продукта и вовсе смущала.

Король был разочарован. Превосходный план неожиданно провалился, но настойчивости Фридриху не занимать. Он решил привить интерес к продукту воздействую на поведение крестьян психологически.

Поступил так: послал солдат и королевскую кавалерию охранять поля, где выращивался картофель, чтобы «защитить» их от воров.

Вы ведь понимаете, что для жителей в эпоху дефицита еды, поля, которые столь серьёзно охраняются — это в буквальном смысле челлендж: попробуй укради. Психология крестьян проста: если что-то охраняют, значит это что-то ценное.

Солдатам было велено игнорировать грабителей и позволить всем желающим расхищать урожай картофеля безнаказанно.

Это привело к тому, что пруссы полюбили картофель и даже начали выращивать его на своих личных земельных участках, что и было изначальным планом правителя.

Так что нейромаркетинг — это не что-то особенное и новое, а элементарные манипуляции и бихевиоризм. Только инструменты и прогресс науки от того, что было в 18-м веке, разумеется, значительно отличаются.